Администрация Любницкого сельского поселения
д.Любница, Валдайский район, Новгородская область

История

Любницкое сельское поселение,  расположено в западной части  Валдайского района. По одной из легенд, название деревни  «Любница», произошло от слова «любовь». Молодой князь из богатой знатной семьи, проезжал нашей стороной, и влюбился в простую деревенскую девушку по имени Любушка.  Местечко, где он встретил свою любовь, стало называться «Любинка», а позднее оно стало селением «Любница».

Первые упоминания о Любнице встречаются в писцовых книгах 1495 года во времена правления Ивана III Васильевича,  известного также как Иван Великий (22 января 1440 – 27 октября 1505)  – Великий князь московский с 1462 по 1505 год, сын московского Великого князя Василия II Васильевича Темного.

До 1861 года, крепостными на территории вокруг Любницы, были только крестьяне, жившие в районе деревень Дубровка, Корытенка, Гостевщина. Барская усадьба  находилась на месте теперешней Дубровки на высоком берегу реки Кобыльщина.

Достопримечательностью этого места в то время была дубовая роща.  Дубовые деревья  рощи, посаженные в  годы барщины, можно было увидеть ещё во второй половине 20 века. Дубовая роща продолжает жить и сейчас. Молодые дубы, растущие сейчас в Дубровке, были посажены в конце 20 века.

К концу 19 века на месте теперешней станции и построек, существующих сегодня, располагалась небольшая  по тем временам деревня Любница, с немногочисленным населением. Но уже тогда в деревне было 13 торговых точек, были построены большие склады для хранения товаров. Жители д. Любница и окрестных сёл занимались различными видами ремёсел. Выделывали кожу, которую возили в Европу продавать, шили сапоги, катали валенки, пекли на пекарне хлеб. Работала кузница, была большая деревянная церковь, двухэтажная семилетняя школа (на первом этаже военно-спортивный зал, на втором – школа). В эти годы открылось предприятие по изготовлению и ремонту гармоней - «итальянок», которое работало на три губернии: Псковскую, Новгородскую и Питерскую. Были в Любнице свои колбасная  и конфетная фабрики. Для приезжих в Любнице было два заезжих двора, где могли поесть и отдохнуть проезжающие торговцы.

Особое значение для всестороннего развития Любницы, имело строительство железной дороги.    Устройство железнодорожной линии между местечком Бологое и городом Псковом началось 4 июня 1895 года. Расстояние между конечными пунктами исчислялось в 335 вёрст. Больше половины их принадлежали Новгородской губернии, остальные — Псковской. Значение этой железной дороги в ту пору было огромным.

С помощью этой линий можно было попасть с Николаевской магистрали на Псково - Рижскую дорогу с веткой на Дерпт. Предполагалось строить её за счёт государственной казны. На этом настаивало военное ведомство. Но правительство утвердило Устав нового укрупнённого акционерного общества Московско-Виндаво-Рыбинской дороги, над которым усердно поработали Фёдор Ротштейн и Евгений Утин. И естественно, все работы по сооружению Бологое-Псковской линии приняли на себя акционеры этого общества, в том числе и затраты на производство изысканий. В пределах Новгородской губернии они велись в направлении Демянска с выходом на Порхов. Однако за основу был принят вариант Псковского губернского земства, включавший в себя строительство будущей линии через Старую Руссу —Волот —Порхов —Псков. Решающим аргументом в пользу этого направления было то: на данном участке действовали две известные ярмарки, которые пользовались хорошей репутацией даже в дальних районах России: Сорокинская — в селе Сорокине Порховского уезда, и в селе Ашево, Новоржевского уезда. На железнодорожной линии были тогда построены 16 станций: Берёзки, Карамышево, Подсевы, Порхов, Дно, Морино, Волот, Старая Русса, Парфино, Пола, Беглово, Кневицы, Лычково, Любница, Дворец, Валдай. В бытность СССР их число, за счёт устройства остановочных пунктов и разъездов, увеличилось ещё на 19. На 2000 год из 35 раздельных пунктов, 24 из них находятся на территории Новгородской области, остальные — на Псковщине. Одновременно с колеёй железной дороги, возводились жилые дома для рабочих, сторожевые будки, полуказармы на перегонах, водозаборные устройства, телеграф, вокзалы, паровозное депо в Дно на 12 стойл, а также вагонное депо.  

11 ноября 1897 года началось регулярное движение пассажирских и товарных поездов через станцию Любница, на участке железной дороги Бологое – Псков. В бытность СССР, кроме сообщения Москва – Псков и Бологое – Дно, по ней курсировал пассажирский поезд сообщением Москва —Таллин.

В Российском государственном историческом архиве, в фонде «Всеподданнейших докладов министра путей сообщений царю», имеется доклад тогдашнего министра путей сообщения М.И.Хилкова,  Николаю II, от 28 ноября 1897 года, об открытии движения на участке Бологое,- Псков, Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.

В С Е П О Д Д А Н Н Е Й Ш И Й
Д О К Л А Д Ъ
министра путей сообщения

·         

28 ноября 1897 г. 

На  бланке  рукою  Г.Министра

путей сообщения написано:

“Всеподданнейше доложено  въ

Царском Селе, 28 ноября 1897 года

Министръ путей сообщения
Князь   М.Хилковъ”

 

Верно: Вице - Директор Канцелярии
Министра путей сообщения

                      И.IlБеlrnoв

 По      Высочайше      Вашимъ

 Императорскимъ       Величеством


утверждённому   въ   4  день   июня 1895 г. дополнению къ Уставу  

Общества Рыбинско –Бологовской

железной дороги – означенному

Обществу, коему  ныне  присвоено  название: 

 “Общество Московско – Виндаво – Рыбинской  железной  дороги” -  было     предоставлено   сооружение  железной дороги въ  продолжение   Рыбинско  – Бологовской   железной  дороги  от   станции    Бологое   

черезъ   г.Валдай,   Старую Руссу   и   Порховъ   до    г. Пскова.

           11 ноября  текущего  года  на  означенной  линии,

протяжённостью 334 версты 289 саж.  

открыто правильное  пассажирское и товарное движение   и этим   установлено   непрерывное кратчайшее 

 железнодорожное  сообщение между   г.Рыбинском  и  Ригою. 

      О вышеизложенномъ   Министръ  Путей

Сообщения  приемлетъ   долгъ  всеподдайнейше   довести     до      

Высочайшего  Вашего  Императорского   Величества  сведения. 

                 Министръ  Путей  Сообшения,

Князь   М. Хилковъ

Строительство железной дороги способствовало экономическому развитию нашей деревни. При сохранении традиционных ремёсел, начинают развиваться новые промыслы, возрастает торговля лесом, древесным углем, увеличивается вывоз обработанного камня. 

Революция 1917 года принесла для Любницы свои изменения в уклад жизни людей. Стали угасать традиционные ремёсла и промыслы. Чем должен заниматься человек на конкретной территории, стало определять государство. Первый колхоз был организован в 1931 году, назывался он «Смычка».  Тогда же в Любнице  и был построен молочный завод, который впоследствии, благодаря качеству и натуральности своей продукции,  искусству и трудолюбию своих работников, стал визитной карточкой Любниц  на всем северо-западе  нашей страны. Честь и добрую марку своей продукции, завод не уронил в годы распада СССР  и  в годы всероссийской разрухи 90-х годов прошлого века. Старается сохранить и преумножить её и в настоящее время. Недаром продукция Любницкого молочного завода, пользуется большой популярностью у жителей  Великого Новгорода, Санкт-Петербурга и Мурманска.     

В годы Великой Отечественной Войны, немецкая авиация систематически наносила бомбовые удары по станции Любница. В феврале 1942 года после налета и воздушного боя над станцией,  сгорела большая часть построек деревни, и осталось только 5 домов. Немцы были в 6 километрах по железной дороге от ст.Любница. Жители были эвакуированы на Урал, в Алтайский край и Сибирь, а возвращаться начали только в 1944 году.

С того времени и началось новое становление Любницы.

Документы

Документы не выбраны

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie